Главная страница

О проекте

Об авторах

Гашиш

-Действие гашиша
-Физические симптомы
-Передозировка гашиша
-Развитие гашиша
-Последствия и осложнения гашишизма
-Дебаты о легализации

«Гашиш» - термин, принятый в европейской литературе; в странах Америки чаще употребляя для обозначения этого же наркотика слово марихуана» (от португ. mariguango, ср. «Иван-да-Марья»)- «Гашиш» (от арабского) - трава. Hashis-han, «травоеды», - жеватели гашиша. Наркотик в различных географических областях и в этнических группах называется по-разному: анаша, банг, гуаза, хуррус, гунья, черес, кафур. Жаргонные обозначения - план, дурь; в англоязычных странах - pot, muggle, weed, charge, сигарета с марихуаной - reefer, курить марихуану - to go to pot.
Гашиш представляет собой смолистое вещество, получаемое из листьев и побегов растения Cannabis indica или americana - индийской или американской конопли. В отличие от общеизвестной в России, конопля индийская и американская произрастает лишь в южных климатических поясах. Действующее начало, так называемое красное масло, содержит несколько дериватов каннабиола - ароматические альдегиды. Психомиметическим эффектом обладают тетрагидрокан-набиолы (в частности, дельта-б-тетрагидроканна-биол). Американская конопля содержит меньше каннабиолов, чем индийская.

Гашишизм распространен в основном в местах, где произрастают соответствующие сорта конопли. В некоторых южных государствах гашишизмом поражено до 60% мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Как правило, это мусульманские страны, где спиртное традиционно запрещено. В этой связи интересно, что гашиш там курят в той же манере, в какой в странах севера употребляют алкоголь: в компании, с тамадой, с «застольными» беседами.

После алкоголизма гашишизм — наиболее распространенный вид наркотизма в мире (по числу пораженных лиц). Гашиш обычно курят как в виде чистой смоли (в кальянах, наргиле, джоза, килимах), так и в смеси с табаком, жуют (банг). Но иногда глотают в пилюлях, заваривают, как кофе, добавляют в пищу, принимают в форме жидкого экстракта с пряностями, смешивают с беленой или дурманом. Подобные формы приема распространены в арабских и азиатских странах. В странах европейской цивилизации гашишное опьянение достигается курением в смеси с табаком, т. е. возникает смешанная гашишно-никотиновая интоксикация.

Само растение было издавна известно в Центральной Азии, где росло повсеместно, и употреблялось прежде всего для производства крепких длинных корабельных канатов. Древние китайцы и скифы выделывали из нее грубое, но прочное волокно и вываривали из семян техническое масло. Китайцы использовали коноплю еще и в лекарственных целях. Знали ли они о ее наркотических свойствах, трудно сказать, поскольку известно, что китайские врачи применяли в качестве фармакопеи практически все, что им попадалось под руку. Только в Индии конопля считалась сакральной травой. Из нее вываривали бханг (воспетый впоследствии в «Сказках тысячи и одной ночи»), который заменил легендарную сому (возможно, в связи с отсутствием необходимых грибов). Из Индии бханг перевезли на родину конопли, в прикаспийские регионы, откуда и началось ее победное шествие по всему миру. Долгое время считалось, что традиционное сырье для корабельных снастей и индийская конопля (Cannabis sativa) - разные растения, по крайней мере, две достаточно далекие друг от друга разновидности. Действительно, схожи они мало: одна вырастает за год метра на 204, образуя длинные ценные волокна, а вторая редко растет выше метра, да и смолы у местной конопли значительно меньше, чем у заморской. Однако в сороковых годах XIX века заблуждение развеялось волею случая. Вице-король Египта Мухамед Али начал у себя на родине строить большую флотилию. Чтобы не возить оснастку кораблей за тридевять земель, он заказал в Европе семена конопли и посеял ее в Египте. Затея полностью провалилась, потому что, как выяснилось, европейская конопля, выращенная в южном климате, ничем не отличается от местной, другими словами, оказалось, что конопля везде одна и та же, а разновидности ее возникают только благодаря различиям в погодных условиях и составе почвы.

После того как стало известно о наркотических свойствах конопли, выращивание ее в средиземноморском ареале быстро освоили. Любопытно, что в мусульманских странах отношение к алкоголю и гашишу было целиком противоположно отношению к ним в странах, исповедующих христианство. Возможно, это связано с тем, что алкогольное опьянение вызывает агрессивность, а гашишная интоксикация способствует расслабленности и благодушию. Однако между терпимостью к конопле наставников правоверных и отношением к ней государственных властей наблюдалась заметная разница. В Персии и Турции мирские властители жестоко преследовали употребление наркотика. В Египте эдикт султана Шейхуна предписывал вырубить все имеющиеся растения. К сожалению, запреты, подобные «сухому закону», никогда не приводили к положительным результатам.

Самое древнее письменное сообщение об употреблении конопли находится в книге Геродота, описывавшего нравы жителей степных равнин V века до н. э.:  «В Скифской земле произрастает конопля - растение очень похожее на лен, но гораздо толще и крупнее. Этим конопля значительно превосходит лен. Ее там разводят, но встречается и дикорастущая конопля. Фракийцы изготовляют из конопли даже одежду. Взяв конопляное семя, скифы влезают в войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия». Объединяя воздействие водяного пара и конопляного дыма, древние обитатели поймы Дона очищали себя физически и духовно. Традицию использования конопли как средства общения с потусторонними силами продолжили древние германцы. Археологи обнаружили на ос¬татках их стоянок глиняные и каменные трубки, с помощью которых архаичные жители поймы Рейна и Дуная курили растертую анашу.

В XI веке произошел очередной раскол мусульманского мира. В Иране члены секты исмаили-тов, основанной Хасаном ибн Саббахом, известным по прозвищу Горный Старец, обосновались на одной из высочайших скал хребта Эльбурс, что¬бы оттуда наносить жестокие удары сторонникам ортодоксального ислама. По словам известного путешественника Марко Поло, обитатели этой горной крепости мулиды и фадаи наводили ужас на весь мусульманский мир, который их знал больше под названием «хашашинов». Горный СтареД потчевал своих приверженцев гашишем, желая показать им картины будущего рая, которые обязательно будут ждать верного асассина в загробном мире.

Испанские корабелы завезли коноплю для пряжи в Америку, где ее встретили негры, с детства знакомые с навыками употребления этого наркотического растения. В Мексике конопля замечательно прижилась и приобрела второе рождение. Даже в северном полушарии между мужскими и женскими особями этого двудомного растения отмечалась разница. В России, например, мужскую коноплю называли «посконь», а женскую - «матеркой». У мексиканской конопли разница была еще более заметной, особенно по количеству смолы, которая в основном добывалась из женских цветков. Романтичные наркоманы называли свою добычу женскими именами - Донна Янина, Роз-Мари, Мари-Хуанна. Последнее имя и стало современным названием древнего наркотика. Американское правительство неоднократно издавало законы, запрещающие выращивать коноплю, поскольку около 60% преступлений, по статистике, совершалось под воздействием этой непритязательной травки, однако ее непритязательность нарушала все планы государственных тужей. Конопля способна расти где угодно, не лучайно в большинстве стран мира ее всегда счиали обычным сорняком.

Во время второй мировой войны вместе с амеиканскими солдатами марихуана десантирова-tacb в Европу и нашла новых почитателей.

В 60-ё годы о конопле заговорил весь мир. Своей популярностью она была обязана новым молодежным движениям хиппи и особенно - астафари. Раста-движение возникло как африканская неохристианская секта, проповедовавшая возрождение африканской самобытности, отказ от индустриальной культуры и западного рационализма, возвращение в Эдем. Обожествляемая ими, со ссылкой на Писание, марихуана должна была произвести революцию в сознании, поэтому растаманы не жалели своих сил в борьбе за ее легализацию. Надо заметить,что сами растаманы заботились о своем здоровье, налегая на естественную растительную пищу, запрещая употребление табака и спиртного, нося только натуральные ткани, а марихуану используя в ритуальных целях. Вряд ли у кого-либо поднимется рука обвинить этих «детей Божьих» в пропаганде наркобизнеса.