Главная страница

О проекте

Об авторах

 

 

Продолжение:

Так, американский антрополог Карлос Кастанеда, под руководством своего наставника, индейца племени яки, создал целую школу употребления пейотля для достижения мудрости и высшего знания. Известный литератор Олдос Хаксли, описывая свои опыты с мескалином - синтетическим аналогом активного алкалоида пейотля, призывает использовать мескалин в терапевтических целях людям, которые не способны к свободному созерцанию, не могут самостоятельно сойти с «накатанной колеи обыденного восприятия», освободиться от власти дискурса, от власти слов и понятий, определяющих все сферы человеческой жизнедеятельности. Меска-лин, по его убеждению, помогает увидеть мир таким, какой он есть, непосредственно и безусловно, в органической ценности и высшем единстве. Вместе с Олдосом Хаксли Лири стал идеологом и наставником тысяч «детей цветов» в 60-е годы. Представители растадвижения организовали при спонсорстве журнала «Блэк Мьюзик» с участием ведущих групп рэггей компанию «Легализуйте марихуану!». «Легализуйте ее!» - назывался альбом Питера Тоша. Растаманы также провели несколько «Международных конференций за каннабис». Конопля, по их мнению, позволяет уйти от левопо-лушарного логического мышления европейцев к символическому, связанному с мировой гармонией. «Трава мудрости» и «Средство божественного очищения» - так называют марихуану представители нового мистицизма. Однако запрет остается в силе.
В чем же причина такой двойственности в оценке психоделических наркотиков? Во-первых, в наличии многовековых и даже многотысячелетних культурных традиций употребления галлюциногенов разными народами. Во-вторых, в их способности расширять сознание и дарить особенно острые эстетические ощущения. И в-третьих, - отсутствие физической зависимости и абстинентного синдрома в большинстве случаев. Остановимся на этих особенностях подробнее.
Именно природные галлюциногены, в отличие от остальных наркотиков, на протяжении тысячелетий использовались для получения магического опыта, опыта общения с высшими силами и трансцендентного познания. Мэрлин Добкин де Риос, известный американский этнограф, в своей монографии «Растительные галлюциногены», переведенной на русский язык, описала ритуальное использование психоделиков в одиннадцати традиционных культурах Северной, Центральной, Южной Америки, Азии, Африки, Сибири, Австралии, Новой Гвинеи в связи с системами их верований, космогонических представлений, анимистическими мифами, концепциями шаманства, тотемизмом, иерархией общественного устройства и т. д. Несмотря на глубокую древность этих растений, при ритуальном использовании не обнаруживается сколько-нибудь значительного злоупотребления ими. Чувство самосохранения, а также особого благоговения перед магическими веществами уберегает племена от наркомании. Исследование 247 общественных образований показало отсутствие всякого злоупотребления и наркомании среди их членов. Однако ритуальное употребление отличается от «дикого» европейского наркотизма рядом аспектов: мотивами, организацией, наличием «режиссера» и «проводника» и т. д. Подробнее об этом можно прочесть в главе, посвященной ритуальному применению наркотиков.
Второй аргумент в защиту психоделиков - их способность расширять сознание и обострять восприятие. Как верно заключил Тимоти Лири, ЛСД - это наркотик не для всех, а для людей, обладающих определенным эмоциональным, психологическим и интеллектуальным опытом и ориентированных на активное созерцание. В этом случае богатство восприятия и преображение окружающего мира способствует осознанию его новых, неведомых ранее качеств и смыслов, при этом эстетические впечатления неразрывно связаны с познавательной деятельностью. Вальтер Н. Панке различает пять основных разновидностей психоделических ощущений:

1. Психотическое. Связано с чувством страха, паникой, параноидальным искажением представлений, чувством изоляции.

2. Познавательное. Быстрое мышление и обострение способности к логическим выводам. Многие проблемы предстают в новом свете.

3. Эстетическое. Повышение способностей восприятия. Человек видит звуки, вибрацию неодушевленных предметов, которые начинают жить богатой собственной жизнью, постигает прекрасную сущность обыденных вещей, наблюдает фантастические видения. Большую роль в обогащении впечатлений играет музыка, направляющая ход видений.

4. Психодинамическое ощущение. Человек постигает сущность важных явлений, которая до этого находилась в сфере подсознательного, делает оригинальные выводы.

5. Пиковое, космическое переживание. Ощущение целостности личности, смерть «Эго», чувство покоя, любви, неподвластности времени и пространству, ощущение эмоционального подъема, чуда существования, появление философского взгляда на окружающий,мир, целостного знания, Которое невозможно выразить словами.

Однако у людей нерешительных и эмоциональезрелых, не готовых к употреблению психоделиков, возникают серьезные осложнения.   
Психозы и страшные видения называют «bad trip, или «freak out».   Третий аргумент в защиту галлюциногенов тот факт, что они не вызывают физической зависимости. По этому поводу давно ведутся оживленные споры. Действительно, в большинстве случаев физическая зависимость не формируется (хота относительно препаратов индийской конопли почти доказано обратное, в отличие от cannabis araeriсапа она способна формировать зависимость, т. к. обладает большей наркогенностью). Однако всепсиходелики формируют стойкую психическуюзависимость, с которой бывает очень трудно бороться. Поэтому марихуана очень часто становится трамплином для других форм наркомании. Кроме того, людям, вполне осознанно употребляющимпсиходелики в небольших количествах и чувствующим в себе силы не попасть в наркотическуюзависимость, необходимо учитывать, что психоделическое опьянение производит опасный переворот в психике, головном мозге и нервной системе,частое повторение которого может привести к необратимым нарушениям их функций, изменениям в мозговой ткани. Жертвы передозировок часто становятся пациентами психиатрических клиник. Употребляющий психоделические препаратыдолжен быть абсолютно уверен в своем психическом здоровье, т. к. они имеют способность запускать дремавшие ранее психические заболевания.