Главная страница

О проекте

Об авторах

Учителя и ученики

·         Школа - зона без наркотиков

Особенности взаимоотношений «учитель-ученик» в современной школе играют решающую роль в восприятии проблемы наркомании, в выборе и адаптации воспитательных моделей. Учитель, помимо того, что он учитель, это во-первых, взрослый, во-вторых, представитель иного поколения, в-третьих, родитель. Как и родители, учителя озабочены проблемой наркомании, поскольку она подошла совсем близко - в район, дом, подъезд и может затронуть их собственных детей. Но, как и все взрослые, они используют морализаторские и воспитательные модели для укрепления своих позиций «сверху», хотя, с позиции учителя, сами оценивают эти модели как неэффективные.
Но самые большие противоречия связаны с поколенческими различиями между учителями и учениками. Векторы поколенческих различий задаются спецификой адаптации родителей и их детей к меняющимся социально-экономическим условиям (социальное расслоение, идеологический вакуум, отсутствие внимания со стороны общества к проблеме воспитания детей и обозримой системы социализации и т.п.), а также особенностями воспитательных подходов родителей, отражающих их стремление дать детям то, чего они были лишены в своем детстве. Последнее стало возможно только благодаря распаду советской идеологии, благодаря социально-политической свободе в определении собственного стиля воспитания (как правило, это - меньше строгости, больше свободы, открытости, откровения, понимания, скорейшее удовлетворение желаний детей и т.д.).
Учителя солидарны с родителями в том, что современные дети более информированы, свободны, индивидуалистичны, мобильны (легко приспосабливаются к современным условиям – «хамелеоны»), более прагматичны и т.д. Особую озабоченность учителей вызывает снижение интеллектуального уровня и желания учиться у детей.
На воспитательные модели в школе влияет и дезорганизация внутренней школьной жизни (распад молодежных организаций), и снижение авторитета учителя («И сам учитель поставлен на такую ступеньку, что мы сами себя перестаем уважать» (учитель, Казань), и диссонанс между ценностями, культивируемыми в школе и воспроизводимыми во внешней среде - дома, на улице, в СМИ и т.д., и социальное расслоение населения, проникающее в школы («Раньше действительно все какие-то ровненькие были... нравственные устои были приняты одинаковые. А теперь даже ценности разные, и поэтому каждый ребенок загадка, к сожалению» (директор, Тольятти)
Все это сказывается на работе учителя, который оказывается в ситуации необходимости поиска новых педагогических формул. Так, например, по наблюдению учителей, современный ученик - это индивидуальность и личность, но не часть коллектива. Дети самолюбивы, им нельзя приказывать, на них нельзя давить, а нужно уважать. Особенно сложно приходится учителям со «старыми» ценностями: им сложно принять принципы и ценности, которые несут дети в «старую школу». Они остаются при своем убеждении, что «отношение к делу, к учебе, оно из поколения в поколение не должно меняться» (учитель, Ульяновск).
Существующие социокультурные и психологические барьеры затрудняют взаимоотношения между учителем и учеником. Учителя не рассчитывают на доверие со стороны учеников в социально неодобряемой ситуации. «Может быть, постесняются некоторые к учителям обратиться, или чтобы там не заподозрить их, что они с этим связаны... А дети у нас хорошо понимают, когда нужно привлекать к себе внимание, а когда нет» (заместитель директора по воспитательной работе, Димитровград). Учителя считают, что у них меньше шансов завоевать доверие, чем у родителей.